Авторы |
Кулинич Марина Александровна, доктор культурологии, профессор, частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара, ул. Г. С. Аксакова, 21), marina-kulinich@yandex.ru
Потапова Любовь Леонидовна, магистрант, частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара, ул. Г. С. Аксакова, 21), potapl@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Текстовые категории были предметом исследования как в отечественном, так и в зарубежном языкознании и литературоведении. В настоящее время все больше текстов представляют собой осложненные се-миотические системы с участием элементов разной степени информативности. С этой точки зрения изучение авторской речи пьесы в виде ремарок позволяет пролить свет на принципы построения гетерогенных текстовых образований. Цель статьи – выявить специфику текстовых категорий, которые особым обра-зом проявляются в авторских ремарках.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достиг-нута на основе обобщения научных работ по лингвистике текста, выделения основных текстовых категорий на материале англоязычных пьес Тома Стоп-парда. Методологический потенциал включает метод лингвостилистического анализа, применение которого позволяет выявить особенности авторских ремарок в сопоставлении с речью персонажей.
Результаты. Рассмотрены общеизвестные категории текста: связность и целостность, информативность, темпоральность, модальность и интертексту-альность и показано, как они преломляются в драматургическом тексте. Отме-чено, что содержание авторских ремарок современного драматургического текста пьес Тома Стоппарда по своим лингвостилистическим характеристикам близко к прозаическому повествованию. Показано, что ремарка несет значительную часть информационно-характеристических нагрузок, но, содержательно и экспрессивно насыщенная, она усиливает сам диалог. Структурные связи драматургического текста проявляются в едином взаимодействии всех элементов названного типа текста, а от структуры авторской ремарки зависит и структура диалогической реплики, и языковой характер связи «реплика – ремарка».
Выводы. Изучение авторской речи современного драматургического про-изведения позволяет уяснить содержание позитивных тенденций развития семиотической системы, учесть специфику авторской ремарки, отказаться от стереотипов в оценках ее роли и функции, определить новые направления в дальнейшем изучении научной проблемы.
|
Ключевые слова
|
текст, драма, драматургический текст, текстуальные категории, авторская речь, авторская ремарка, связность, целостность, информативность, темпоральность, модальность, интертекстуальность.
|
Список литературы |
1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.
2. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2007. – 144 с.
3. Защепкина, В. В. Соотношение понятий драматический, драматургический, театральный текст / В. В. Защепкина // Молодой ученый. – 2011. – Т. I, № 12 (35). – С. 234–236.
4. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры XX в. / В. Руднев. – М. : АГРАФ, 2001. – 608 с.
5. Львова, Ю. А. Авторская ремарка в драме / Ю. А. Львова // Hermeneutics in Russia. – 1998. – Vol. 2, issue 4. – URL: http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/1998-4/1998-4-18.pdf (дата обращения: 13.01.20016).
6. Стриженко, А. А. Об особенностях организации текстов, относящихся к раз-ным функциональным стилям / А. А. Стриженко. – Иркутск : Издательство Иркутского университета, 1985. – 172 с.
7. Балухатый, С. Проблемы драматургического анализа. Драматургия Чехова / С. Балухатый. – Л. : Академия, 1927. – 186 с.
8. Лимановская, И. Б. Взаимодействие англоязычного драматургического дискурса с функциональным потенциалом авторской ремарки / И. Б. Лимановская // Вестник Самарского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 225–230.
9. Stoppard, Tom. Indian Ink / Tom Stoppard // Tom Stoppard: Plays Five. – London : Faber and Faber Ltd, 1999. – P. 361–482.
10. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник ; практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М. : Флинта, 2005. – 496 с.
11. Stoppard, Tom. The Real Thing / Tom Stoppard // Tom Stoppard: Plays Five. – London : Faber and Faber Ltd, 1999. – P. 139–245.
12. Потапова, Л. Л. Авторская речь драматургического произведения (на матери-але англоязычных пьес Тома Стоппарда) / Л. Л. Потапова. – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1353/14649 (дата обращения: 13.01.2016).
13. Stoppard, Tom. The Invention of Love / Tom Stoppard. – New York : GROVE PRESS, 1998. – 102 p.
14. Чистюхин, И. Н. О драме и драматургии / И. Н. Чистюхин. – М., 2002. – 293 с.
15. Stoppard, Tom. Squaring The Circle / Tom Stoppard // Tom Stoppard: Plays Three. – London : Faber and Faber Ltd, 1998. – P. 187–264.
16. Stoppard, Tom. The Real Inspector Hound / Tom Stoppard // Tom Stoppard: Plays One. – London : Faber and Faber Ltd, 1996. – P. 1–44.
17. Stoppard, Tom. Rosencrantz and Guildenstern are Dead / Tom Stoppard. – URL: http://lib.ru/PXESY/ STOPPARD/r_g_engl.txt (дата обращения: 13.01.2016).
18. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский.–М.:Аспект пресс,2003.– 32с.
19. Статья «Библейской энциклопедии Брокгауза». – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_bible/4243/Фасги (дата обращения: 13.01.2016).
|